Карл Густав Юнг, психология бессознательного, теория личности по Юнгу ее структура, архетипы, экстраверсия и интроверсия

Карл Густав Юнг это ученик Фрейда, но он пошел дальше своего учителя. Исследуя мифологию, алхимию, парапсихологию и восточную религию, он расширил границы фрейдизма. В этой статье, сайта zhurnal-razvitie.ru, речь пойдет о психологии Карла Густава Юнга, теории личности и ее структуре, коллективном бессознательном и  архетипах по Юнгу.

Юнг в своей психологии раскрывает понятие коллективного бессознательного, в котором содержаться архетипы. Коллективное бессознательно по Юнгу имеется в каждом из нас. Именно коллективное бессознательно объединяет людей в народы и человечество в целом. Это память всего прошлого целого человечества с начала его существования.

Архетип это общая для всех людей форма мысли (родом из древности). Эти мысли формируются в течение жизни. Архетип может выражаться по-разному, имеют достаточно абстрактный характер. Их истоки это древние времена, а точнее психические особенности этих древних времен. Например, архетип матери. Почти все народы на земле имеют о матери похожие представления. Ребенок, рождаясь на свет, наследует этот архетип и уже представляет, что ему необходимо делать в отношении матери.

Важное замечание. Архетипы имеют над человеком некую власть, а не человек над архетипами, как может показаться на первый взгляд. Их суть – наделение нас понятиями, самыми важными понятиями в нашей жизни. Например, отношения к родителям, рождение и смерть, время и пространство.

Архетипы по юнгу: самость, персона, тень, эго, анима, анимус

Теперь перейдем непосредственно к структуре личности по Юнгу. Личность состоит непосредственно из архетипов, которые составляют фундамент личности. Каждый архетип у Юнга имеет свое название: Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус. Давайте разберем каждый подробнее:

Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга сознание и  бессознательное не всегда борются друг с другом. Они вполне могут дополнять друг друга. Именно в архетипе Самость они и дополняются.

Персона – определяет нашу социальную роль, стиль, еду которую мы любим, есть, хобби и так далее. Вообще все то, что мы демонстрируем окружению.

Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего сознания. Это то, что мы воспоминаем, переживаем, желаем, но никогда не признаемся себе в этом, потому что этого не желает общество окружающее нас. Тень противоречит персоне, но в ней скрыта огромная положительная энергия. Если этой энергией научиться правильно, управлять, то можно эффективно развить свою личность.

Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности

Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен вовнутрь

Анимус – идеальный образ мужественности. Связан с категоричностью, принципиальностью, жесткостью направлен во вне.

В каждом из нас есть анима и анимус. Они проявляют себя в характере.

Экстраверсия и интроверсия по Юнгу

Юнг разработал типологию личности. В ее основе лежит направленность либидо. Если эта энергия в человеке направлена во внешний мир то он экстраверт. Если энергия направлена вовнутрь то — интроверт.

Экстраверт любит общаться. Старается добиться внимания со стороны людей, которые его окружают. Имеется стремление к публичным выступлениям. Предпочитает вечеринки и многолюдные мероприятия. Из экстравертов получаются хорошие артисты, организаторы. Таким людям лучше работать в группе.

Интроверты предпочитают одиночество. Любят размышлять, наблюдать. Из интровертов получаются хорошие ученые, писатели. Таким людям лучше работать одним.

Есть интересное мнение, что такая часть мозга, как ретикулярная формация, влияет на то, экстраверт вы или интроверт. У интровертов ретикулярная формация находиться в тонусе. Именно поэтому они предпочитают избегать общения с людьми, если говорить точнее, им не нужны внешние воздействия для стимуляции этой части мозга. У экстравертов все наоборот, ретикулярная формация нуждается в стимуляции. Эти стимулы экстраверты получают в общении с другими людьми.

Структура личности по Юнгу

Юнг поделил всех людей на четыре типа личности: ощущающий, интуитивный, эмоциональный и мыслительный.

Ощущающий тип – внимательно смотрит, внимательно слушает, одним словом быстро воспринимает любой сенсорный раздражитель. Он быстро ориентируется в ситуации. Никакое событие и никакой факт он не упустит. Вслушивается в слова, смотрит на дела людей, а вот внутренняя составляющая других (переживания, мысли, намерения) его мало интересует.

Интуитивный тип – рассчитывает в первую очередь на предчувствие. Любую ситуацию он склонен проектировать на будущее. Окруженный фантазиями и предположениями, такой тип реализует предоставленные возможности.

Эмоциональный тип – влияние эмоций на этот тип очень велико. Когда необходимо принять какое либо решение, излишняя эмоциональность может навредить такому типу. Скорее всего, решение будет принято неверное. Такой тип начнет проявлять разум лишь тогда, когда ситуация в которую он попал, станет чрезвычайной

Мыслительный тип – минимум эмоций, максимум разума. Этот тип умеет хорошо контролировать свою эмоциональную сферу. Почти все его действия поддаются разумному объяснению. К решению проблемной ситуации подходит основательно, детально обдумывая варианты решения.

Развитие личности по Юнгу

Личность в своем развитии проход два основных периода, которые разделены кризисным периодом.

В каждом периоде присутствуют задачи, которые необходимо решить, для того чтобы развиваться. Если задача не решена, то дальнейшее развитие искажается или вовсе может остановиться. Если человек в своей жизни встречается со сложной ситуацией, уходит от нее, то в будущем эта сложная ситуация может снова повстречаться на пути и стать неразрешимой.

Первый период

В первый период идет активное взаимодействие с социумом. Это невозможно без развития сознания и эго. В процессе индивидуальность может частично утратиться, но ее необходимо восстановить. Личность становиться самостоятельной, взрослой (получает образование, профессию, живет автономно, зарабатывает деньги, имеет стабильные брачные отношения). В этот период личность старается избавиться от комплексов, которые накопила за период детства.

Период кризиса

В том случае если первый период завершен успешно, психика на этом не успокаивается и у человека появляется кризис. Жизнь начинает не устраивать нас. В голову приходят мысли о собственной ничтожности. «А чего же я достиг?», спрашиваем мы себя снова и снова. У обладателей творческой профессии в этот период наступает творческий кризис.

Естественно, что человек пытается уйти от наступившего кризиса, вернуться к первому устойчивому периоду. В этом случае есть несколько различных выходов: усиленная реализация себя в социуме (продолжение первого периода, только активнее), либо употребление алкоголя, наркотиков и т.п. Существует еще много различных выходов похожих на эти, но все они являются лишь отвлекающим маневром, чтобы погасить переживания.

Только некоторые люди, имеющие развитое сознание, волю и внутреннюю силу могут преодолеть этот кризис. Эти люди чувствуют свою несовершенность, осознают, что пора менять механизмы психики. Они вскрывают свое истинное Я, которое находиться глубоко внутри. Чем глубже человек проанализирует собственное Я и собственную психику во время кризиса, тем успешнее реализует свое истинное Я

Второй период

Именно в этот период и реализуется истинное Я.

Автор: Василий Майский

Информация взята из ресурса: http://zhurnal-razvitie.ru/ 
© 2011-2013 | Интернет-журнал по психологии "Развитие"