Человек прежде всего существо социальное, поэтому мы рождаемся такими беспомощными. На самом деле наша беспомощность – это сила, у нас огромный запас внутренних возможностей быть адекватным обществу, которое нас воспитывает и в котором в последствии нам придется жить, изменяясь вместе с ним. Но помимо нашей возможности быть составляющей частью любого общества, у нас есть врожденные качества. Они могут выражаться у ребенка по-разному и с различной интенсивностью.
Определить способности, предрасположенности ребенка придется именно родителям, и поэтому нужно быть очень внимательными. Нужно определить способности и не дать им пропасть, всесторонне развивая ребенка.
Не все дети – маленькие гении. Сколько усилий не прикладывай, из большинства детей не получится вторых Эйнштейнов и Ньютонов. Но у любого, даже самого обычного  ребенка есть свои сильные стороны. Именно этими, особыми сторонами личности он будет пользоваться всю свою жизнь. Поэтому нужно знать эти стороны личности ребенка и строить воспитание и обучение именно на них. Если же не обратить на них внимания – то это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бесталанным и бездарным человеком. Возможности не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или какими-либо оценочными достижениями. Способности могут быть совсем иного характера – способность руководить ребятами со двора или развитое чувство юмора, умение танцевать или актерское перевоплощение.
Что касается способностей, о многом ребенок расскажет сам — своим поведением. Задайте себе простой вопрос: что он любит делать долго (компьютерные игры и телевизор не в счет)? Рисовать, разглядывать книги о динозаврах, играть с другими детьми или смотреть, как папа сверлит дрелью дырки в стене?
Все дети разные и уникальны — и принцип «справедливости» к ним не всегда применим: каждый ребенок заслуживает особого отношения. И очень важно не сравнивать детей по их способностям друг с другом. По крайней мере, вслух.
Почти у каждого ребенка найдутся такие черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы у ребенка. Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Нужно найти все черты характера, которые вас не устраивают, и мысленно превратить их в положительные черты. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Скажем, робость — это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. И не стоит называть его «трусом» — даже про себя, в мыслях.
Очень часто раздражающие особенности детей — это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно — забытом. Исследуйте источник ваших чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка — что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже?  Если вы найдете такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, — напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит). Если это «незавершенная работа» из вашего прошлого, разберитесь с ним,  — тут можно воспользоваться помощью профессионала, — чтобы не «грузить» своими проблемами ребенка.
Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое. Таким образом, если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных игр, ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И снабжать его нужными материалами и ситуациями. сСкажем, если ребенок обожает рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.
Похвала — ее никогда не бывает слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: «Ты же хорошая девочка, ты не будешь отнимать игрушки у Вани». Когда это манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение. Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он хороший только тогда, когда соответствует стандартам взрослых. Щедрая искренняя похвала — это не манипуляция, а переживание праздника по поводу даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые самостоятельно делает несколько шагов.

Информация взята из ресурса:  http://psiman.ru/
© 2009 - 2013 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА