Наша жизнь – это своеобразный калейдоскоп, элементы которого состоят из встреч, отношений, чувств, эмоций и… конфликтов.

Насколько удачным выпадет узор, настолько ярким или, наоборот, серым будет человеческое существование. Конфликты разрушают чувства и отношения, а человек, не умеющий находить компромиссы, – глубоко несчастен.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами, это столкновение точек зрения, перерастающее в спор, заканчивающийся непримиримостью и негативными эмоциями. Схема возникновения конфликта проста.

Ситуация. Например, есть два человека, между которыми ведется беседа. Но никогда конфликт не вытекает просто из ситуации, для него нужна почва.
Почва. Скажем, один из собеседников уже чем-то раздражен, а второй – от природы упрям. На предмет беседы у каждого из собеседников есть своя точка зрения. Почва для возникновения спора готова.
Спор. В ход идут повышенный тон разговора, чрезмерная жестикуляция, обидные выражения, взаимные оскорбления. А дальше – открываются шлюзы, через которые темным потоком идет негативная энергия, отравляющая спорщиков своей нехорошей аурой. Причем, как утверждают психологи, такая энергия имеет свойство накапливаться, ложиться некрасивым отпечатком на любые отношения. Человек чувствует себя обиженным судьбой, нелюбимым и никому ненужным. Такой психологический настрой провоцирует новые конфликты: в деловых, семейных, дружеских отношениях.

У вас уже есть некоторый опыт из ситуаций, заканчивающихся взаимной неприязнью? Тогда нужно учиться менять свой стиль жизни. Нельзя кого-то заставить принять вашу точку зрения, понять вас, изменить к вам отношение. Это значит, что придется менять что-то в себе.
Сначала проанализируйте все неприятные сцены. Что из вашего поведения спровоцировало оппонента на негативную реакцию? Из всего объема информации, которым обмениваются люди, лишь определенный процент передается через речь, а потом услышанное на интуитивном уровне дополняется через мимику, жесты, тембр голоса и даже позу собеседника. А теперь давайте предположим, что накопленный негативный опыт подспудно толкает вас на ожидание конфликта. Говорите вполне безобидные, с вашей точки зрения, фразы. А вот собеседник воспринимает негатив через ваши жесты, мимику, позу.
Представляя для себя цепочку возникновения конфликта и предполагая, что почва для него уже есть, старайтесь предотвратить его дальнейшее развитие хотя бы на этапе «спор». «Возможно, вы и правы, мне нужно над этим подумать», — вот фраза, которая поможет избежать всплеска эмоций и выйти из назревающего конфликта. Научитесь этому приему – считайте, что первый удачный шаг сделан.
В дальнейшем же придется менять свой взгляд на бытие, на людей, видеть положительные стороны. Это нелегко, но осуществимо. Считать ли себя обиженным жизнью, ненавидеть все и всех, втайне мечтая о любви, и устраивать истерики от глубокой неудовлетворенности судьбой. Посмотреть ли на все новым взглядом, захотеть изменить себя и окружающий мир через себя, обрести внутреннее равновесие и вновь полюбить жизнь. Выбор – за вами!

Справка
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Настойчивость или принуждение - когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
Уход или уклонение - когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
Приспособление или уступчивость - когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
Компромисс — когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Информация взята из ресурса:  http://psiman.ru/
© 2009 - 2013 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА